ОПК

Как побороть зависимость от компьютерных игр?

Советы пастырей

236260_bКомпьютерная игромания стала настоящей бедой для многих семей, причем не только неверующих, но и воцерковленных: у кого-то сын утонул в виртуальном мире, у кого-то муж дни напролет сражается с монстрами… И хорошо, если человек как-то понимает, что с ним неладно, но, как правило, игроманы довольны своей игрожизнью и уж тем более не считают себя людьми больными. Между тем давно признано: игромания – это не только болезнь, но и тяжелая одержимость страстью, повреждающая душу человека.Как же быть? Как справиться с этим недугом тому, кто им страждет? Какие лекарства предлагает Церковь? И чем могут помочь игроману его близкие? Своими советами делятся пастыри.

Важно осознать свою зависимость

Игумен Лука (Степанов):

– Если человек осознает свою зависимость и готов с ней бороться, то дело выигрышное. Если он часто исповедуется, укоряет себя от души и прилагает волю к изгнанию из своей жизни этого вредоносного пристрастия, помощь Божия не замедлит и пристрастие будет отвергнуто. Если же сам поврежденный считает себя счастливым при возможности достигнуть очередной ступени деградации за успешное прохождение виртуальных заданий, то дело плохо. Остается молиться о нем, а при наличии власти над ним просто запрещать пользование этими душедробильными устройствами.

Протоиерей Олег Стеняев:

– В Писании сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). И любая болезненная страсть или зависимость опасны для человека. Ибо, как общеизвестно: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2: 19). Иными словами, когда человек сам становится приставкой к компьютерной игре, то это уже недуг и проблема.

В доме игромана компьютеру не место

Протоиерей Павел Гумеров:

– Зависимость от компьютерных игр – это проблема, признанная уже и медиками как болезнь, аналогичная зависимостям от алкоголя или наркотиков. Увы, у популярных игр, по официальной статистике, учитывающей тех, кто пользуется лицензионными версиями этих игр, по несколько миллионов «поклонников», добавьте к ним миллионы и миллионы тех, у кого установлены пиратские версии…

Зависимость особенно развивают сетевые игры, ибо создают иллюзию общения с «партнерами» по игре. Плюс азарт, адреналин. А если это, например, игра в покер, то тут еще и зависимость от страсти сребролюбия, потому что человек, естественно, хочет выиграть. Так что страсть к игре многократно усиливается еще и другими, связанными с нею страстями. По этим причинам зависимость от компьютерных игр оказывается более тяжелой, чем зависимость от интернета, с которой все же легче справиться.

Что же делать тому, кто хочет побороть свое пристрастие к играм? Избавление от всякой страсти начинается с осознания своей немощи, с понимания того, что не я уже своей жизнью управляю, а ею управляет моя страсть, этот демон, который заставляет меня сидеть и играть сутками, забывая о любимых и близких людях, о работе, о важных делах, как заставляет наркомана нести последние деньги наркоторговцу, чтобы купить у него дозу. А если я не властен уже над собой, то и не могу в любой момент бросить играть. А если я не контролирую ситуацию, то помочь мне может только Господь. Понять это – первый шаг к исцелению. Второй шаг – это, естественно, обращение к Богу. Потому что вообще любая страсть изгоняется молитвою и постом. Надо молиться: «Господи, дай сил, помоги мне! Не могу ничего сделать! Не я управляю жизнью, а эта страсть…»

Следующий шаг – воздержание от этой страсти. Если у тебя дома будет стоять постоянно включенный компьютер с оплаченным интернетом, это будет очень серьезным соблазном, это то же самое, как если в доме человека, склонного к алкоголизму, держать бар или набить холодильник пивом. Самый главный фактор алкоголизации и наркотизации, кстати, как раз доступность алкоголя и наркотиков. И когда алкоголь или наркотики в шаговой доступности, человеку нереально от них избавиться. Так и с игроманией. Поэтому я советую вообще от домашнего компьютера отказаться. Принять волевое решение и отрезать интернет, подарить кому-нибудь компьютер. Это очень сложно, но когда человек поймет, что его жизнь идет под откос, он, я думаю, эту жертву принесет – и сразу же ему станет намного легче.

Замечу, кстати: зависимость развивается, как правило, у тех, кто профессионально с компьютером не связан. Потому что если ты на компьютере весь день работаешь, то дома тебе уже не до него и не до компьютерных игр. И все мои знакомые компьютерщики на компьютер дома смотреть не могут. Максимум, почту проверят.

А как быть в ситуации, если от домашнего компьютера отказаться нельзя, потому что кто-то из близких на нем дома работает или пользуется им для учебы? Установить очень четкие временные рамки для своих «компьютерных сеансов», и только по делу обращаться к компьютеру, а от игр воздержаться. Но лучше все-таки постараться совсем от компьютера избавиться.

Итак, повторю: обращение к Богу с молитвой о поддержке в борьбе со страстью, пост и воздержание от предмета страсти. Но этого мало. Свято место, как известно, пусто не бывает. И потому, когда изгоняется какая-то страсть, ее место обязательно должно быть чем-нибудь заполнено. Это закон. О нем говорит Евангелие: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26). А чем пустое место заполнить? Естественно, нормальными какими-то человеческими доминантами, таким способом досуга, который будет и приятен, и полезен: общением с друзьями, совместными с ними какими-то делами, спортом, рыбалкой, другими увлечениями… Чтением, этим забытым полезным занятием. Через какое-то время у человека выработается привычка к этим занятиям, и он будет получать удовольствие от них.

И очень важный момент: надо выяснить, почему ты играешь. Человек часто прячется в виртуальности от каких-то проблем реальности. От проблем в семье, например. Или от проблем общения – в силу своей некоммуникабельности или вредного характера. Вот и ищет он виртуальных френдов, играет с ними. Да просто от жизненных трудностей сбегает. В алкоголь человек уходит как в мгновенный способ получения радости, так и здесь. Чтобы строить отношения с реальными людьми, делать хорошие дела, нужны усилия. А для того, чтобы зайти в интернет-кафе или дома начать играть, усилий никаких не нужно, денег тоже нужно очень мало…

Избавление от зависимости – любой зависимости – огромный труд. Это надо четко понимать. Сама зависимость приобретается легче и быстрее, хорошие навыки должны вырабатываться определенное время.

Там, где не помогут медицина или психология, поможет Божия благодать

Священник Валерий Духанин:

– Зависимость от компьютерных игр является одной из самых опаснейших и коварных. Внешне человек вроде бы ничего плохого не делает, не напивается, не колет себе наркотик, не идет блудить, а всего лишь сидит перед монитором и нажимает на кнопочки. На самом же деле с его душой происходят страшнейшие изменения. Собственно, компьютерная зависимость – это и наркотик, и блуд, и опьянение. Потому что душа утрачивает цельность, теряет связь с близкими людьми, променивая их на виртуальный дурман, опьяняется играми и не может без них, как не может наркоман без наркотика.

Сознание такого игрока больше живет красочным миром игры, прохождением уровней и достижением новых побед, нежели реальной жизнью. Всё вокруг кажется ему серым и заурядным, а вот там, внутри компьютерных развлечений, – «настоящая жизнь». Ради нее он пожертвует всем: свободным временем и здоровьем, деньгами и карьерным ростом, общением с близкими и элементарной заботой о себе. Это еще и своего рода душевная болезнь, раздвоение личности: человек вроде бы находится здесь, но на самом деле весь с головой ушел в псевдореальность. Сами же компьютерные игры – это идолы, которым в жертву приносится всё, но которые сами по себе бездушны, а через них нас обольщают демоны.

Что же делать?

Не стоит обманываться: выход из зависимости от компьютерных игр крайне сложен. Трудность именно в том, что такая зависимость деформирует личность, для нее жизнью стала виртуальная игра, отнятие игры воспринимается как отнятие жизни. И значит, расстаться возможно только тогда, когда игроман почувствует какую-то новую, более высокую и богатую внутренними красками жизнь.

Приведу такой земной пример. Если юноша полюбил девушку, то у него внутри всё меняется, могут поменяться даже интересы, а то, что раньше привлекало, утрачивает значение, потому что все мысли о другом. Вряд ли для него будут актуальными какие-то жалкие игрушки, ведь богатство личных живых переживаний несравненно выше всего искусственного. Полюбивший весь захвачен мыслями о любимом, эти мысли вытесняют всё, прежние влечения утрачивают свою притягательность. Палитра внутренних чувств в живом общении и в живой любви всегда выше и привлекательнее, чем плоский азарт от погонь и стрелялок на экране.

Я привел этот пример к тому, чтобы объяснить: с зависимостями расстаются не от чьих-то нотаций, а когда меняется внутренний мир, когда то, что было до этого ценностью, утрачивает теперь значение. То есть важно переключить внимание с искусственного на реальный мир, а само сознание игромана нуждается в переформатировании. И если влюбленность – все же чувство земное и недолговечное, на время захватывающее и вдохновляющее, то вот подлинное преображение способно наступить при личной сокровенной встрече с Богом в глубинах сердца. Навязчивые идеи игры уходят от подлинной сверхценной идеи, которая обымает душу, и такой сверхценностью может быть только Бог.

Это, в общем-то, известный факт: люди кардинально меняют жизнь при обращении к Богу, когда отсекаются прежние греховные пристрастия и появляется совершенно новый опыт – опыт преодоления греха. Другое дело, что обращение к Богу – в каком-то смысле тайна, нельзя кого-то обратить насильно, мы можем лишь молиться и просить Господа, чтобы Он нашел пути и средства к спасению человека, страдающего от игромании. Ему же самому предстоит тяжелый труд работы над собой, борьбы со своей привязанностью.

Борьба с компьютерной зависимостью – это опыт такой же борьбы, как и с любой греховной страстью. Внутри всё ноет, страсть требует удовлетворить себя, душа разрывается, теряет активность. Страсть говорит: «Ну попробуй еще хоть один раз, ничего страшного». Поэтому себе за принцип надо взять: «Лучше умру, но не сяду за игры». Лучше сломать у себя все компьютеры, уехать куда-нибудь в монастырь и устроиться трудником, забить всё время работой, делами и молитвенным правилом, чтобы вечером в изнеможении падать на кровать, нежели проводить свою жизнь в таком жалком губительном состоянии.

Свобода от страсти никогда не достигалась легким способом. Утратить свободу легко, вернуть ее очень трудно. Но там, где не помогут медицина или психология, поможет Божия благодать. В конечном итоге выход только один: идти туда, где благодать Святого Духа, – в храм, общаться непосредственно с духовниками, постараться стяжать благодать, а она сама произведет в тебе изменения, о которых ты даже и не догадываешься.

Начинать «исправление близкого» нужно с себя

Священник Димитрий Шишкин:

– Любая зависимость – это очень серьезная и трудная проблема, болезнь, которая имеет свою историю развития и длиннющий «хвост» причин, так что говорить о «моментальном» исцелении чаще всего не приходится. Конечно, мы знаем, что моментальное исцеление возможно, но для этого нужна такая вера, такое стечение обстоятельств (в том числе неосознаваемых нами, которые мы называем Промыслом Божиим), что эти случаи бывают, наверное, один на сто, если не реже. Мы знаем, что Господь, когда находился здесь, на земле, постоянно исцелял больных и бесноватых. Но каков был «процент» моментально исцелившихся от общей массы болящих, обращавшихся к Господу? Думается, что тоже невелик. И дело здесь, как мы знаем, в первую очередь в вере тех, кто обращался к Спасителю, но еще и в тех самых «путях», неведомых нам, согласно с которыми кто-то исцелялся, а кто-то нет и продолжал болеть. Может быть, для смирения, может быть, для искупления каких-то прежних грехов, может быть, во избежание возможных грехов, которые человек совершил бы несомненно, будучи совершенно здоров…

Но в любом случае первое, что требуется от тех, кто болеет душой за своих близких, одержимых пагубной страстью игровой зависимости, – это серьезнейшим образом пересмотреть свою жизнь и принести труд по исправлению себя самого. По образу «друзей расслабленного», видя веру которых Господь исцелил несчастного. Это и есть наш главный вклад в дело исцеление близкого человека – исполнение веры самим своим образом жизни, потому что Сам Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). Сила, действенность нашей молитвы о близком напрямую зависит от того, насколько мы сами стараемся исправлять свою жизнь. А если стараемся, то – «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5: 16), и можно сказать, что здесь говорится не только о каких-то людях исключительно высокой духовной жизни, о святых, но о всяком христианине, который действительно старается жить по правде Божией.

Ну, это то, что касается молитвы, а если говорить об остальном – тут уже как Господь подскажет, потому что и люди, и обстоятельства разнятся и разнообразие это бесконечно. Для кого-то может быть достаточным просто убрать из дома компьютер и всё. Закрыть эту тему раз и навсегда. И ребенок послушается, а затем и отвыкнет от своей зависимости. А кому-то даже при выполнении этого требования нужно еще запастись терпением, потому что ребенок может в омрачении злиться и грубить и уходить куда-то «назло», искать возможность реализовать свою страсть в другом месте, и вот тут нужно проявить большое терпение и твердость с молитвой. Надо пережить это время, предавая всё в руки Божии. А где-то надо прибегнуть и к помощи специалистов – психологов. Но в любом случае нужно, думается, относиться к самому ребенку с любовью, с болезнованием сердца, стараться помочь ему переключить внимание на что-то другое – полезное и благое. Внимание не только в сиюминутном значении, а в значении интересов и приоритетов жизни…

Словом, средств помощи ближнему может быть много, но ясно только одно – начинать «исправление близкого» нужно с себя, и труд над собой, сопряженный с сердечной и неотступной молитвой к Богу, обязательно принесет свои благие плоды. Может быть, не сразу, но обязательно. Вот в этом можно не сомневаться, потому что Господь видит и боль, и скорбь нашего сердца за близкого человека и наше смирение и труды и никогда не оставляет без ответа. Ведь Он Сам сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7).

За игромана надо молиться всеми силами и способами

Священник Игорь Сильченков:

– Конечно, за игромана надо молиться всеми силами и способами, которые есть в Церкви.

Главная молитва происходит на Божественной Литургии. Почаще подавайте записки на поминовение о здравии – Бескровную Жертву – и на заказные Литургии. Можно заказать сорокоусты – там, где служат Литургию каждый день: например, в монастырях. Сорокоуст – это поминовение в течение 40 дней подряд.

Можно молиться и сугубо у себя дома, читая определенное правило, которое благословит священник. Надо прийти в храм и взять благословение на дополнительные молитвы к своему правилу для того, что бы вымолить своего больного игроманией ближнего. Какие молитвы надо читать, скажет священник.

И, конечно, чтобы Богу были угодны наши молитвы, мы должны сами быть деятельными членами Церкви, угождать и служить Богу. Исполнять Его святую волю. Ходить каждое воскресение на Литургию и накануне на вечернюю службу от начала и до конца, исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой не реже, чем раз в три недели, читать каждый день полностью утренние и вечерние молитвы.

Когда человек Богу служит, исполняет Его святую волю, у него начинается интересная жизнь, наполненная разными добрыми событиями и многой радостью, он знает, для чего живет.

А игромания возникает от того, что люди не исполняют волю Божию, не причащаются, в храм ходят редко, а то и вовсе не ходят. И жизнь их становится неинтересной, скудной, безрадостной. И тогда они бегут от этой жизни в виртуальную реальность – яркую, интересную, динамичную – но не существующую. И пристрастившись к этому выдуманному миру, уже не могут из него выходить надолго, они порабощены греху игромании.

Поэтому человек, если он осознаёт эту свою духовную болезнь и хочет от нее выздороветь, должен принимать те духовные лекарства, о которых я написал: исповедь, причастие, молитва и сугубая молитва для исцеления от этого и других грехов.

Если человек не осознаёт своей духовной болезни и не хочет от нее избавиться, то мы должны потрудиться и сделать это вместо него для него.

И милостивый Господь поможет нам, услышит наши молитвы. Ибо Он, бывает, попускает скорби нашим близким для нашего вразумления. Для того, чтобы мы пришли к Богу. И привели к Нему и наших ближних тоже. Помоги вам Господи! Трудитесь и спасайтесь от греховной погибели и помогайте спасаться нашим ближним.

Священник Максим Горожанкин:

– Если человек зависим от компьютерных игр, необходимо попытаться с этим бороться. Ограничить в пользовании компьютером. Здраво рассудить, сколько времени он уделяет компьютерным играм, а сколько, например, чтению серьезной литературы. Или же сколько времени уделяет молитве, если он человек верующий, – бывает и такое. Люди воцерковленные, к сожалению, тоже бывают подвержены увлечению компьютерными играми. Так вот нужно посмотреть: а как с тех пор, как я начал играть в игры, расходуется мое время? И из этого сделать соответствующие выводы и, помолившись Богу, попытаться что-то исправить.

Самое главное – это молитва. Богу молиться и просить Господа, чтобы избавил от зависимости, чтобы даровал свободу, чтобы даровал сил в борьбе с зависимостью и чтобы жизнь управил так, чтобы она складывалась в служении Богу и ближнему.

 

Основы православной культуры для школьников.

Библия, изложенная для семейного чтения.
Рождество Иисуса Христа.

Рождество Христово. Современная греческая икона
Рождество Христово. Современная греческая икона

По возвращении Своем в Назарет Дева Мария продолжала жить в богомысленном уединении и безмолвии, не сообщая даже обручнику Своему Иосифу о дивных откровениях, воспринятых Ею от Ангела. Но сам Ангел Господень явился во сне Иосифу и, сказав, что у Марии родится Сын, прибавил: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». (Мф. 1, 21–23. Ис. 7, 14).

 

Вскоре и последовало исполнение богодухновенных слов «ветхозаветного евангелиста». Об этом всемирном радостнейшем празднике, начале и основании других святейших празднеств, так повествуют евангелисты Лука и Матфей: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою». Когда же они были там, наступило время родиться Христу.

«И родила Мария Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2, 1–20)

И принявшие всей душой и преисполненные мысли о «благоволении в человеках» Нисшедшего с неба, Которого они только что были призванными очевидцами, они поспешили засвидетельствовать и другим виденное и слышанное ими и, таким образом, сделались первыми провозвестниками «благой вести» миру, и от них впервые была воспринята вера в Младенца-Бога, пришедшего спасти род человеческий.

5 марта 2007 года  http://www.pravoslavie.ru/put/3018.htm

 

О «СВЯТОЧНЫХ ГАДАНИЯХ» И КАРТАХ.

Дьякон Владимир Василик

Святки — время между Рождеством и Крещением, — по духу и смыслу Церковного устава должны быть посвящены молитве и литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. В эти дни не совершаются браки именно потому, что верующий человек каждый день должен быть на богослужении. К сожалению, в дореволюционной России в нецерковной и неблагочестивой среде святки становились временем разгула, пьянства, обжорства. А еще — гадания.

К.Маковский. Святочные гадания. 1890-е
К.Маковский. Святочные гадания. 1890-е

Помните у Жуковского в «Светлане»?

 

Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали

А еще у Пушкина в «Онегине:

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим
.

Может и бессознательно, но Александр Сергеевич уловил главное — лживую детскость гаданий. А образ старости, все потерявшей, но еще гадающей у гробовой своей доски, напоминает проигравшегося игрока у рулетки, который ставит последний золотой на «зеро», и, разумеется, проигрывает.

Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. А вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце» и замечательную фразу профессора Преображенского: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». То же и в жизни каждого человека, когда он, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с Промыслом Божиим (или для не понимающих этого языка — со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человеко-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы — сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив — обломков своих несбывшихся надежд.

Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы. 1857
Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы. 1857
А для верующего человека все понятно. Гадатели и вопрошатели достойны восьмого круга Дантова Ада — отделения «насильников над Божеством» (хотя, понятно, Божество не подвержено никакому насилию и давлению). Это люди, которые хотят вырвать у Бога Его тайны, украсть у Него некое тайное знание. Они вновь повторяют грех Адама и Евы и внемлют коварному шепоту змия: «И будете, как боги, познающие добро и зло» (Быт.3:5). Но, естественно, Бог ничего им не открывает, несмотря на все их потуги. Ведь «нечестивые не узрят славы Божией». И Божественного знания — тем более. Тогда вопрос — от кого у гадателей знание, если не от Бога? Ответ понятен: от обезьяны Бога, т. е. от дьявола. Гадатели внемлют духам-обольстителям, духам злобы поднебесной, в конечном счете — их хозяину, Отцу лжи, а проще говоря — Главному лохотронщику, всё наслаждение которого — обмануть, погубить, убить. Не случайно, что многие Отцы Церкви истолковывали известное место в Библии (Быт. 6:1) о союзе «сынов божиих» с «дочерьми человеческими» в контексте духовной связи женщин-гадальщиц и демонов, научивших их гаданию и колдовству. И понятной становится жесткая, но оправданная ветхозаветная норма: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.22:18). Потому что их профессия — ложь и общение с демонами. И понятна судьба того, кто рискует к ним обратиться — стать бесовской игрушкой, послушным шариком в руках Главного наперсточника и погибнуть. Показательна судьба израильского царя Саула, который обратился к Аэндорской гадалке: под видом Самуила она вызвала демона, который, по видимости, верно предсказал судьбу Саула и его войска, но тем самым деморализовал их, морально разоружил и сделал все для того, чтобы сбылось его зловещее и губительное пророчество.

 

И не только по сути, но и по форме гадания несут в себе антихристианские смыслы. Возьмем, к примеру, карты, как инструмент гадания. Они не столь безобидны по своему виду. Из всех трех гипотез возникновения карт (китайская, египетская и европейская), наиболее убедительно выглядит европейско-оккультная, согласно которой карты появились в Европе во второй половине XIV века и связаны с еврейской каббалистической средой[1]. В этом случае все становится на место. Неслучайно масть «крести» называется также словом «треф», при этом в иудейской традиции трефной пищей называется пища нечистая. Соответственно, масть «крести», кощунственно символизирующая Крест Господень, обозначается словом, свидетельствующим об иудейском гнушении Крестом. Пики символизируют Копье Лонгина, пронзившее ребро Христово (Ин.19:34) , на что намекает и само название «пика», то есть копье. «Черви» подразумевает евангельскую губку на трости: «один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф.27:48)[2]. Другое толкование также связано со Страстями — это пронзеннное сердце Христово. Наконец, «бубны» символизируют гвозди, которыми был распят Христос[3]. Казалось бы, что общего у ромбовидных «бубнов» с гвоздями? Ответ понятен для тех, кто видел шляпки старых дореволюционных гвоздей: они квадратные, а не круглые, как современные. Такими были и средневековые гвозди. Иудейский след присутствует и в название «козырь», что является искаженным словом «кошер», которым обозначается «чистая», ритуально приемлемая для иудеев пища.

Обратимся к названиям карт. Самой значимой картой является джокер (буквально «шут»). Но в итальянской версии он называется «дьявол» и первоначально на своем жезле он нес… человеческую голову. Слово «туз» — польского происхождения, от нижненемецкого «чорт». Показательно, что на карте туза в XVI в. часто рисовали… свинью — животное, мягко говоря, не кошерное с иудейской точки зрения[4]. Не исключено, что «дама» — это кощунственное изображение Мадонны, фактом остается и то, что часто в качестве дам рисовали библейских героинь — Рахиль, Юдифь и так далее. Наконец, среди «королей» часто изображались Давид и Соломон. По контрасту среди «валетов» (слово «валет» означает буквально «слуга, холоп») изображался рыцарь Ла Гир по прозвищу «Сатана».

Неслучайно вскоре карты стали подвергаться запретам и преследованию в силу их явной связи с кощунством и нечистой силой. Сами оккультисты признают как оккультный характер т. н. карт таро, или египетских карт, так и связь с ними карт обычных. Вот лишь некоторые красноречивые цитаты с оккультистских сайтов:

«Историю происхождения игральных карт часто рассматривают вместе с историей колоды Таро (или Тарот).

Таро представляет собой колоду из 78 карт с разнообразными рисунками на них. Колода разделена на 2 части, большая из которых состоит за 56 карт, называемых малыми картами, и другая часть – из 22 карт, называемых главными (или старшими) картами, а также – Арканами.

Малые карты в количестве 56 делятся на четыре масти, каждая из которых состоит из 14 карт, весьма похожих на современные игральные карты.

Четыре масти – Скипетры (палки, жезлы), Мечи, Чаши и Пентакли (Монеты, Динарии). Тарологи обычны приводят следующее соответствие этих мастей мастям игральных карт. Скипетры – крести, Мечи – пики, Чаши – черви, Монеты – бубны.

Каждая масть состоит из десяти карт от единицы (Туза) до десятки, а также четырех ролевых карт – Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа.

Арканы состоят из 21 пронумерованной карты и обычно идут в таком порядке: 1 – Маг, 2 – Папесса (Жрица), 3 – Императрица, 4 – Император, 5 – Папа (Жрец), 6 – Влюбленные, 7 – Колесница, 8 – Справедливость, 9 – Отшельник, 10 – Колесо Фортуны, 11 – Сила, 12 – Повешенный, 13 – Смерть, 14 – Умеренность, 15 – Дьявол, 16 – Башня (Молния), 17 – Звезда, 18 – Луна, 19 – Солнце, 20 – Суд, 21 – Мир. Ненумерованная карта называется Шут (Дурак).
 Карты как таковые принято считать Западной эзотерической традицией, поскольку первые колоды (точнее – первые упоминания о них в документах) стали появляться в Европе в средние века….

“Масти игральных карт, а также ролевые карты можно найти в теориях Г.И.Гурджиева. Примечательно, что самый загадочный исследователь Востока (главным образом, суфийских традиций, религиозно-мистического течения ислама), принесший многие тайны восточной мудрости на Запад, использует игральные карты для описания своей системы, которую он назвал “Модель судьбы”. Согласно Г.И.Гурджиеву, человек состоит из трёх Центров. Это Интеллектуальный центр (ум, интеллект, мышление) – ему соответствует масть бубен, Эмоциональный центр (эмоции, настроение, сердце) – ему соответствует масть черви, Физический центр (тело) – ему соответствуют масть пики (движение тела) и масть треф (инстинкты, рефлексы тела).

В сравнении с картами Таро современные игральные карты представляют собой меньшую колоду Таро, из которой убран Паж или Рыцарь, в результате чего в каждой масти осталось по 13 карт. Даже в такой усеченной форме карты представляют огромную символическую важность, поскольку принятое их деление соответствует числу времен года. Два цвета – красный и черный – представляют два главных сезона года, когда солнце на севере от экватора и когда оно на юге от экватора. Четыре масти представляют четыре времени года. Двенадцать ролевых карт (короли, дамы и валеты в каждой из четырех мастей) представляют знаки зодиака, построенные по триадам»[5].

Думаю, для читателя достаточно, чтобы понять: игральные карты неразрывно связаны с оккультизмом и всякой бесовщиной.

Из русских законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 года, которое предписывает с игроками в карты поступать, «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 года введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 году игра в карты воспрещается под угрозой денежного штрафа. В 1733 году для рецидивистов определена тюрьма или батоги. К сожалению, при Екатерине ΙΙ карты практически прижились в России. С соответственными последствиями — бесчисленными низостями помещиков по отношению к крепостным (проигрыши в карты живых людей и целых семей), разорениями и самоубийствами.

Поэтому, дорогие читатели, если вам предложат погадать в карты, остановитесь и подумайте: с кем Вы — со Христом или с сатаной.

[1] Chatto V. Origin and history of playing cards. London, 1848.

[2] J. В. Thiers. Traité des jeux. Paris, 1686.

[3] Senger. Researches into the history of playing cards. London, 1848.

[4] Lehrs. A, 1885.. Die ältesten deutschen Spielkarten des Königlichen Kupferstichkabinetts zu Dresden. Leipzig

[5]http://www.ordenmagov.ru/pages/stati/ik_5.php

Диакон Владимир Василик  18 января 2013 года

Борьба кириллицы и латиницы

(К вопросу об иконичности письма)

Александр Моторин

 

С духовной точки зрения, всё видимое и воплощенное являет собою некое невидимое и бесплотное содержание. Слово, записанное либо звуковыми волнами в эфире, либо начертаниями на более плотной основе, несет в себе внутренний образ, а в образе ‒ определенный смысл, дух. Почерк человека выражает особенности его душевного мира, нрава. Почерком народа является его письменность ‒ начертания букв, составляющих азбуку. Можно верить или не верить в случайность или не случайность возникновения у определенного народа именно такого, какое есть, а не иного письма. Но в любом случае несомненно, что возникшее письмо с течением веков, тысячелетий его употребления насыщается смыслами всех словесных творений, созданных данным народом, и служит как для него самого, так и для других народов своеобразной подписью, удостоверяющей соборную личность. Вот почему любой народ с большой осторожностью относится к изменениям своей подписи, своего письма, полагая не без оснований, что эти, казалось бы, внешние перемены возникают в связи с изменениями внутренними: либо по их причине, либо причиняя их, а скорее всего ‒ во взаимодействии того и другого.

Хорошо, если изменения письма связаны с внутренним духовным развитием народа, хотя и такое развитие оказывается не всегда ко благу и даже не всегда развитием, а порою разрушением лучшего. Хорошо также, если совершается мирное и, можно сказать, полюбовное взаимодействие письменных культур разных народов, близких по духу, вере.

Изменение письма усекает самобытность народа, полагает начало растворению его в других народах

Если же изменения письма связаны с внешними воздействиями со стороны совершенно инородного, чужого письма и носимого им духа, то такое воздействие оказывается в конечном счете вредным для принимающего народа, ибо усекает его самобытность, сокращает доступное ему жизненное пространство, полагает начало растворению в другом народе. В истории нередки случаи почти полной замены письма более слабого народа на письмо более сильного. Как правило, такая замена и является своего рода подписью, скрепляющей договор о многосторонней зависимости и подчиненности, которая может быть как на благо, так и во вред уступающему народу. Внутри одной письменной культуры народы могут жить дружно, а могут соперничать ‒ слабые становиться сильными и наоборот, но сама общность письма всегда будет свидетельствовать, напоминать об изначально установленной духовной иерархии, принимаемой всеми этими народами. Если какой-либо народ желает избавиться от включенности в свою письменную иерархию, он выламывается из ее строя путем замены нынешнего письма на иное, но тогда неизбежно ‒ вольно или невольно ‒ попадает во власть другой иерархии. Впрочем, часто не сам народ в целом принимает такое решение, а лишь часть его правящей верхушки, захватившей власть и заставляющей идти за собой.

Письмо в своем исконном, основном предназначении отражает образ Бога и образ человека, служащего Богу

Согласно учению отцов Церкви, весь мир представляет собой икону Божию ‒ отражает образ своего Творца. В этом смысле всё в мире в той или иной степени иконично, если воспользоваться понятием, глубоко разработанным в трудах В.В. Лепахина. Иконический подход позволяет увидеть во всем временном связь с Вечностью, во всем сотворенном ‒ связь с Творцом, во всем видимом ‒ сокровенное. Чем глубже такая связь, тем иконичнее образ, предмет, творение. И, конечно же, сугубо иконично столь удивительное явление человеческой культуры, как письмо. В основном своем служении оно призвано выражать духовное миропонимание, вероисповедание людей, народов, их служение Богу, их представление о Вечности. Письмо в своем исконном, основном предназначении отражает образ Бога и образ человека, служащего Богу. Совершенно не случайно, что надписание имени в обязательном порядке увенчивает создание иконы как священного образа. Без надписания ‒ нет иконы.

Так должно быть, и так есть, но есть лишь отчасти, потому что человек ‒ особое создание: он наделен свободной волей, свободой творчества, а в творчестве ‒ свободой выбора между богослужением и богопротивлением. Разные исторически сложившиеся виды письма совсем по-разному выражают отношения между человеком (а в обобщенной сути ‒ целыми народами) и Богом.

Скорописная азбука [1643] Скорописная азбука [1643]

В истории человечества сложилось всего несколько мощных духовно-вероисповедных направлений миропонимания, связанных с определенными видами письма. В истории европейской культуры таких видов письма утвердилось по сути два. Одно является латиницей, и по итогам своего развития может быть названо западным, поскольку его используют прежде всего западноевропейские языки. Служа поначалу для выражения римской языческой духовности, латиница в первые века по Р.Х. стала одновременно выражать и христианскую духовность в ее западноевропейском проявлении. Едва окрепнув к IV‒V векам, христианское служение латиницы стало в дальнейшем всё более и более ослабевать под натиском возрождавшейся языческой культуры. Западноевропейское смешение христианской и магической духовности достигло промежуточной вершины в эпоху Возрождения XIV‒XVI веков и в дальнейшем, в Новое время, лишь усиливалось, образуя то, что стали именовать Новым Вавилоном Запада. Это магическое по глубинной духовной сути западное сообщество составили народы, чья письменность сложилась на основе латиницы (включая и народы совсем не западные и совсем не европейские, до сих пор затягиваемые всемирным водоворотом западного духа и латинского письма).

Другой, условно говоря, восточный, вид европейского письма образован двуединством греческой и созданной отчасти на ее основе славяно-кириллической письменности. Это письмо в своей греческой составляющей поначалу выражало эллинскую, затем эллинистическую языческую духовность, а по Р.Х. ‒ с нарастающей мощью ‒ христианско-православную веру. На пике своего мистического роста греческое письмо послужило материалом для создания нового славянского кириллического письма, созданного и распространенного трудами святых просветителей Кирилла и Мефодия прежде всего для обслуживания священного православного богослужения. Исходное предназначение кириллицы сохранялось в качестве основного в течение нескольких веков, а в сущности – сохраняется и до сих пор, поскольку введенный Петром I с 1708 года гражданский упрощенный кириллический шрифт лишь упрочил за церковнославянской кириллицей ее богослужебное употребление. В ходе исторического развития Европы собственно греческое письмо всё более утрачивало значение и силу по мере ослабления Византии, а славянская кириллица, напротив, всё более утверждалась, в основном за счет Руси, России.

Борьба между кириллицей и латиницей разгорелась сразу после рождения кириллицы: в 860–870-х годах

Борьба между кириллицей и латиницей разгорелась сразу после рождения кириллицы: в 860–870-х годах. Тогда Запад, вопреки распространенной трехъязычной ереси, все-таки вынужден был признать за кириллицей право на богослужебное употребление и на переводы священных христианских книг. С тех пор эта борьба никогда не угасала, сохраняя от эпохи к эпохе свои основные особенности, приемы, и успех сторон был переменным.

Западный католический Рим постепенно навязывал латиницу зависимым славянским народам: с XII века ‒ хорватам (причем у них кириллическое сопротивление прекратилось лишь в XIX веке), с XIII века ‒ чехам, с XIV века ‒ полякам. Православные румыны и вовсе начали переходить на латиницу лишь в 1860 году.

В новейшей истории показателен случай Сербии: под мощным западным давлением с 1990-х годов она переживает бурную латинизацию письма. На государственном уровне кириллица всё еще остается единственным алфавитом, но в быту латиница используется весьма широко, ряд газет выходят только на латинице, и она же преобладает в электронной сети. В отколовшейся от Сербии в 2006 году Черногории латиница и кириллица законодательно уравнены в правах, причем в повседневности латинизация нарастает.

В России некоторое движение письма в сторону латиницы возбудил Петр I

В России некоторое движение письма в сторону латиницы возбудил Петр I, когда с 1708 года стал вводить в дополнение к церковнославянской кириллице упрощенную гражданскую, призванную обслуживать нецерковную словесность. По мнению многих, внешность новой кириллицы стала несколько напоминать латиницу: «<…> угловатые буквы стали сближаться с округленными латинскими». Однако иностранцы и местные западники продолжали считать обновленное отечественное письмо недостаточно совершенным, усматривая чистое совершенство в латинице.

Некоторое возрождение православной духовности в эпоху Елизаветы Петровны вызвало к жизни попытки выдающихся филологов, писателей, таких как Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, как-то отграничить новое гражданское письмо от латинского. Было замечено, что подчеркнуто латиноподобная внешность новых гражданских букв углубляла разрыв между церковнославянским и новым русским языком, подчеркивала ослабление православного духа в современном русском языке вместе с усилением духа западного. Это заметил уже И.-В. Паус в «славяно-русской» грамматике (1724‒1729), а затем, в 1748 году, подтвердил Тредиаковский.

С конца XVIII века в условиях масонского влияния усилились нападки на «лишние», не находящие соответствия в латинице буквы русской азбуки

Понимание духовной значимости буквенных начертаний побуждало Запад вновь и вновь предлагать русским латиницу. С конца XVIII века в условиях масонского влияния усилились нападки на «лишние», не находящие соответствия в латинице буквы русской азбуки. В.В. Лазаревич в 1780 году отозвался о подобных буквах так: «Вы пользы никакой отнюдь не приносили / И только азбуку российскую тягчили». Масон А.Ф. Лабзин ненавидел букву «ъ» и подписывал письма «Безъеров».

Сторонники кириллицы сопротивлялись усечениям. Когда в 1832 году А. Гумбольдт в Петербурге на вечере у А.Н. Оленина выразил мнение о «совершенном излишестве ера», ему в особом письме от имени «буквы Ъ», так и подписанном: «Ъ», возразил А.А. Перовский (Антоний Погорельский). Это письмо до 1865 года было четырежды переиздано в русской печати.

Средневековая латиница Средневековая латиница

В расцвет правления Николая I, когда в 1833 году было провозглашено развитие государственной жизни в духе «Православия, самодержавия, народности», выпады противников кириллицы только усилились. Так, в том же самом 1833 году в Москве безымянно вышел «опыт усовершенствования литеры для русского алфавита» («OPЫT WEDENIЯ NOVЫH RUSSKIH LITER)». В «Predislovii» автор признается: «Наслаждение возможным счастием есть последствие настоящего и окончательного просвещения, а быть участником хотя немного в способствовании к достижению оной цели ‒ вот что причиной издания сей брошюрки». Предлагается и средство к достижению цели ‒ всемерное приближение варварского русского письма к европейскому: смесь латиницы с кириллицей на основе преобладания латиницы дает «красивые шрифты», при введении которых «иностранцы не будут смотреть на наши буквы как на полуазиатские». Сходную мысль повторил Засядько в книге «О русском алфавите» (М., 1871).

Дальше пошел поляк К.М. Кодинский, который издал брошюру «Упрощение русской грамматики» (СПб., 1842), где предложил полную замену кириллицы латиницей, обосновав это «некрасивостью, неудобством русского шрифта». В.Г. Белинский в разборе этой книги назвал ее «затруднением» русской грамоты, однако сам, будучи западником, предлагал замену «Й» на «J».

Со своей стороны защитники кириллицы стремились вскрыть духовные причины латинского нашествия. Так, в 1840 году И. Кулжинский (некогда учивший Н.В. Гоголя в Нежинской гимназии) писал: «От алфавита можно дойти до образования языка, до форм гражданского существования и даже до богослужения, отправляемого западными славянами на латинском языке». В громоздкости польской латиницы автор видит доказательство противоестественности связей славянского расположенного к Православию духа и католичества: «Посмотрите на эту фалангу латинских букв (SZCZ), собранных для того только, чтобы выразить один славянский звук: Щ».

Большинство русских писателей и филологов первой половины XIX века придерживались в вопросе о письме умеренно охранительных взглядов: латиницу отвергали, но введение петровского гражданского письма приветствовали. Так, М.П. Погодин в заметке «Славянские новости» (1836) выступил против статьи Лозинского «О необходимости употребления латино-польских букв в русском письме»: «Теперь никто не сомневается о настоятельной необходимости славянской азбуки для русского письма и каждый признает превосходство ее над недостаточностью чужого алфавита». Но тут же Погодин выступил и против «духовенства русского», желающего восстановить «первобытную кириллицу» вместо «гражданского письма», которое нравится автору «за его красивость и удобство». У латинствующих поляков русским учиться не подобает, так как «вся польская словесность есть испорченная русчина, потому что поляки, как прежде, так и теперь, нашим языком подправляют свой».

Попытки олатинить русское письмо увенчались прочным успехом по крайней мере в одной области: в языке научных исследований при передаче звучания чужестранных слов (в транскрипции, транслитерации) почти полностью возобладала латиница, и это неписаное правило сохраняется до настоящего времени. С помощью латиницы передают звучание не только слов западноевропейского, собственно латинского письма, но и всякого иного, например санскритского, древнееврейского и даже древнегреческого. Кроме того, с XVIII века распространился обычай не переводить на русский язык названия, имена и целые выдержки из иноязычных западных источников. На эту напасть обращали внимание в XIX веке. Так, в 1843 году И. Марков сетует: «Весьма многие из наших сочинителей пишут иностранные слова и выражения иностранными же буквами».

Отслеживали приверженцы кириллицы и совсем скрытные, эхоподобные отзвуки латинского влияния. Например, В. Даль в 1852 году в рассуждении «О наречиях русского языка» отметил как противоестественный для нас обычай «сдваивать согласные» при передаче иностранных слов, таких как «аллопатия» «ассессор»: «<…> это противно нашему языку».

В целом в течение XIX века Россия сравнительно удачно, хотя и с переменным успехом сдерживала натиск латиницы. В XX веке борьба продолжилась, и здесь наблюдаются две эпохи сравнительно успешного наступления латинского письма, впрочем, в обоих случаях все-таки остановленного. Оба наступления совпадают с волнами западного влияния на всю русскую жизнь, поднимавшимися в условиях государственных переворотов.

В 1919 году Наркомпрос предлагал перевести письмо всех народностей России, включая и русских, на латиницу. Ленин этому сочувствовал

В первом случае это десятилетие ранней советской эпохи (наш социализм был проявлением философского и политического западничества). В 1919 году Научный отдел Наркомпроса и лично нарком А.В. Луначарский предлагают перевести письмо всех народностей России, включая и русских, на латиницу. Ленин этому сочувствовал, но из тактических соображений приостановил дело в части русского языка. В только что созданном СССР начали с латинизации языков национальных меньшинств, причем у тюркских народов латиницей вытесняли арабское письмо. В 1920-е дело успешно продвигалось. С 1928 года действовала комиссия по латинизации уже и русского алфавита. Однако уже 25 января 1930 Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством Сталина дало поручение Главнауке прекратить разработку этого вопроса. С середины 1930-х под руководством Сталина совершается прорусский государственный поворот, и те алфавиты малых народов, для которых уже была разработана латиница, переводят на кириллицу. В следующие полвека кириллицей старались записывать даже математические формулы, языки программирования и осуществлять научную транслитерацию иностранных слов.

Новая волна латинизации естественным образом начинается после переворота 1991 года. Она разнообразно подкрепляется извне, в частности бурным ростом господства англоязычной латиницы в мировой электронной сети. Латиница захватывает рекламу во всех ее проявлениях, заборные и настенные надписи разного уровня нравственности и художественности.

Проект закона «О развитии и применении языков на Украине» предполагает постепенный отказ от использования кириллицы в стране

В 1990-е совершается обратный перевод с кириллицы на латиницу языков ряда бывших советских республик, уже переживших первую латинизацию в 1920-е годы. В одних случаях дело увенчалось успехом (например в Молдове, Азербайджане), в других (например в Узбекистане, Туркменистане) ‒ замедлилось по причине возникших многомерных трудностей. Некоторые новые государства, такие как Украина, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, не говоря уже о Беларуси, тогда сохранили верность кириллице, однако и в них до сих пор неспокойно. На Украине в самом начале руководства прозападного президента Ющенко, в 2005 году, был подготовлен «проект Указа президента Украины о поэтапном переводе национальной письменности с кириллицы на латиницу. <…> Указом предусматривается в течение 2005‒2015 годов провести замену в системе образования и делопроизводства в Украине украинского алфавита, созданного на основе кириллической азбуки, на латинский. Переход на латинский алфавит осуществляется “с целью активизации интеграции Украины в Европейское Сообщество, расширения коммуникативных функций украинского языка… укрепления разносторонних связей с государствами, составляющими оплот современной цивилизации”». Осуществление замысла тогда замедлилось, однако после совершенного в начале 2014 года государственного переворота одним из первых законодательных движений самопровозглашенной прозападной власти стала новая постановка вопроса о латинизации письма. В марте стало известно, что «временная специальная комиссия по подготовке проекта закона “О развитии и применении языков на Украине” рассматривает постепенный отказ от использования кириллицы в стране».

В декабре 2012 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередном «Послании к народу» заявил: «Необходимо уже сейчас начать подготовительную работу по переводу с 2025 года казахского алфавита на латинскую графику. Это послужит не только развитию казахского языка, но и превратит его в язык современной информации».

Сходные стремления к латинизации возбудились в 1990-е годы и внутри новообразованной России, причем как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов федерации. Уже в 1992 парламент Чеченской республики Ичкерия допустил латинский алфавит чеченского языка, созданный еще в 1925 году (и замененный на кириллицу в 1938-м). Чеченская латиница ограниченно использовалась (в дополнение кириллице) во времена наибольшей обособленности республики от России (1992‒1994, 1996‒2000). Правда, употребление свелось к надписями в общественных местах.

Подобным образом в 1999 году в Татарстане был принят закон о восстановлении латинской графики татарского алфавита.

В течение 1990-х ‒ начала 2000-х годов нарастало количество научных и публицистических статей, авторы которых в той или иной степени выражали свою любовь к латинице и силились убедить в необходимости ее введения в России. Так, М.В. Арапов доказывает благотворность «придания латинице статуса официально признанного альтернативного алфавита». Ярым проповедником перехода на латиницу выступает С.А. Арутюнов: «Россия должна интегрироваться в Европу. И одним из необходимых условий этого, по моему глубокому убеждению, является перевод письменности всех народов России на латинский алфавит. К сожалению, судя по настроению некоторых, русский язык перейдет на эту графику, видимо, одним из последних, что приведет лишь к тому, что другие, неславянские, народы России будут опережать русский народ в своем цивилизационном развитии».

Казалось бы неотвратимое всероссийское движение к латинице было приостановлено в 2002 году половинчатым решением Государственной Думы РФ, потребовавшей обязательного использования кириллицы на уровнях государственных языков федерации и отдельных республик-субъектов, но сохранившей возможность латинизации в будущем при условии принятия соответствующего закона.

Несмотря на то, что призывы к латинизации сохраняются до сих пор, в целом начало XXI века проходит под знаком постепенного восстановления прав и влияния кириллицы, причем не только в России, но и во всем мире. Многие современные языковеды убедительно возражают защитникам латиницы.

В 2013 году русский язык вышел на второе место по использованию в интернете

В 2013 году русский язык вышел на второе место по использованию в интернете: около 6,3%, а если добавить остальные кириллические языки, то получится свыше 7%. Для сравнения: немецкая латиница ‒ 5,6%, китайское письмо ‒ 4%, японское ‒ 4,9%. Впрочем, у английской латиницы остается подавляющее преимущество: 55,5%.

Российским правительством возглавлено набирающее силу мировое движение за доменные имена на языках с нелатинскими алфавитами, а это залог нелатинского обозначения всех электронных адресов. Вынужденное решение допустить использование нелатинских доменных имен было принято в октябре 2009 Icann (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers ‒ Интернет-корпорация по присвоению имен и номеров) ‒ регулирующим органом со штаб-квартирой в США. Родные языки большей части из 1,6 миллиарда пользователей интернета не имеют латинских алфавитов, признала Icann.

С 2013 года насчитывается уже три домена верхнего уровня на кириллице: российский (с именем «.рф»,), сербский и казахстанский.

С 2007 года кириллица стала одним из трех официальных алфавитов Евросоюза (благодаря вступлению Болгарии). Постепенно создаются условия для действительного, а не просто заявленного на словах изменения всего письменного делопроизводства Евросоюза.

В 2013 году кириллические надписи (в дополнение к латинским и греческим) появляются на банкнотах новой серии Евровалюты.

Однако СМС-сообщения на кириллице, согласно неким «мировым стандартам», всё еще оцениваются в два с лишним раза дороже, чем на латинице, что является способом мягкого, но действенного принуждения к латинизации кириллического мира.

Борьба продолжается.

По материалам сайта: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/70901.htm от 23 мая 2014 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *